Система безналичной оплаты проезда


02.09.2014

В Ростове-на-Дону вновь запущена система безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте. О проблемах и перспективах данной системы — в нашей статье.


Наше предприятие было первым предприятием Ростова, на автобусах которого она начинала свою работу. Ещё в 2010 году мы установили 45 единиц бортового оборудования для тестирования данной системы. Преимущества такого способа оплаты, о котором мы неоднократно рассказывали, казалось бы, очевидны. Но внедрение системы в нашем городе растянулось на годы, и до сих пор уровень её работы нельзя назвать удовлетворительным.

Так, система установлена и работает во всех автобусах АТП-3 «Транссервис»*. При этом за день через неё проходит всего несколько десятков транзакций – то есть, несмотря на то, что система предполагает меньшую стоимость проезда, горожане ею не пользуются. Причинами тому являются невозможность приобретения и крайне неудобная схема пополнения транспортных карт.

Мы позвонили в Справочно-информационный центр МБУ «Центр Интеллектуальной Транспортной Системы»** и узнали, что начало продаж транспортных карт населению отложено на неопределённое время – из-за несогласованности стоимости карты с руководством ДТ. Таким образом, оплачивать проезд «безналом» могут немногие счастливчики, обзаведшиеся картой на прошлых этапах внедрения системы.

Неудобным остаётся пополнение карты. Пополнить карту можно только в специальных терминалах. Ещё в июне руководство Департамента транспорта обещало установить к сентябрю 55 терминалов во всех районах города, доведя их количество до 65***. Но на сегодняшний день в городе установлено всего 16 терминалов и далеко не все из них работают****. Расположены терминалы в центре Ростова, и, как пополнить карту пассажирам наших маршрутов без специальной поездки в центр – неясно.

Решение данной проблемы существует. Достаточно предоставить возможность пополнения карт в терминалах других платёжных систем и в Интернете. Именно так поступили при внедрении подобной системы в других городах России. Так, москвичи могут пополнить баланс на сайте системы, с помощью мобильного приложения, по sms, а также через платежные терминалы «Элекснет», «Сбербанк-онлайн» и банкоматы Сбербанка. В Казани пополнить транспортную карту можно в почтовых отделениях, в отделениях и интернет-приложениях Сбербанка и ряда казанских банков, в терминалах оплаты, в ООО «Супермаркет Платежей». А, к примеру, сервис «Бриз-Транспорт», действующий в Петербурге, позволяет пополнять карту с мобильного телефона, банковской картой, электронными деньгами. К сожалению, возможность пополнения карты в нашем городе вышеперечисленными способами пока отсутствует.

Ещё более запутана ситуация с льготным проездом. Теоретически, льготник, оплатив проезд наличными деньгами, должен отметить поездку в терминале, на практике же в большинстве случаев и этого не происходит. Действительно, столь сложный процесс оплаты непонятен пассажиру и неудобен водителю, поэтому, по молчаливой договорённости, участники процесса оплаты ограничиваются передачей денег и предъявлением карточки (последнее – так же не во всех случаях). В результате искажается статистика и страдает транспортное предприятие.

Руководством нашего предприятия была предложена прозрачная схема оплаты льготного проезда – на карту пассажира-льготника город ежемесячно начисляет определённую сумму для оплаты поездок – но и это предложение осталось без внимания.

Таким образом, говорить о полноценной работе системы безналичной оплаты проезда в Ростове-на-Дону пока рано.

  • * Если Вы столкнулись с проблемами в работе системы – сообщите об этом в приёмную нашего предприятия.
  • ** 8 (863) 218-92-92
  • *** http://www.kiosksoft.ru/news/2014/06/27/3683.html. При этом на ныне почившем сайте «Ростов-транспорт» об установке 55 терминалов сообщалось ещё в 2011 году.
  • **** http://muptu.ru/muptu/paidterm.html

На главную