Систему безналичной оплаты проезда нужно модернизировать

14.02.2016

Систему безналичной оплаты проезда нужно модернизировать

Этот и другие материалы вы можете прочесть и обсудить на портале Ростов-транспорт.

История внедрения системы безналичной оплаты проезда в Ростове насчитывает несколько лет. Сразу заметим, это — довольно грустная история. Запуск системы многократно анонсировался, но затем сдвигался по времени. Первые упоминания в летописях о безналичной оплате в городе датируются аж 2006 годом. Старт торжественно намечали и на каждый последующий год (иногда это случалось несколько раз в году), но худо-бедно система заработала только в 2011-м. Очень хотелось бы сказать, что это был затяжной, но нужный период «проб и ошибок». Однако, ошибок в этой формуле почему-то вышло гораздо больше. Существующая система безналичной оплаты непопулярна и малоэффективна, а самым значимым достижением в ней можно признать разве что дизайн пластиковых карточек (это безусловно удалось) и перевод на неё муниципальных льготников (не все из них, кстати, оказались этим довольны).

Причины низкой эффективности системы достаточно очевидны.

Первое — безналичная оплата есть только в транспорте большой вместимости. Маршрутные такси, на долю которых приходится значительная часть пассажирских перевозок, работают только за наличный расчёт. Таким образом, главная цель введения безналичной оплаты — прозрачные финансовые потоки — стала недостижимой.

Второе — отсутствие тарифного меню. Существующая скидка в 1 рубль (сейчас с карточек списывается 16 руб. в автобусах и 14 руб. в электротранспорте, тогда как наличными пассажиры платят 17 и 15 рублей соответственно) — смехотворна. Во всем цивилизованном мире, где есть безналичные системы оплаты, пользователям предлагаются куда более значительная выгода, достигающая 50% и даже более от разового тарифа за наличные. Только серьёзная выгода может стимулировать пассажиров пользоваться безналичной системой оплаты.

В скобках заметим, что одной разовой скидкой дело не ограничивается. Система в принципе должна позволять формировать совершенно разные тарифные продукты, например — «дневной билет», «недельный билет», «интегрированный тариф с электропоездами», «парковка + проезд в автобусе» и т.п.

Третье — отсутствие удобства для пользователя. Существующие терминалы пополнения карт расположены достаточно редко для мегаполиса. Если один из них выходит из строя (что случается не так уж редко) — пассажир вынужден искать другой аппарат за несколько остановок. На это обстоятельство к нам идёт непрекращающийся поток жалоб от горожан.

«Центр ИТС» (оператор системы безналичной оплаты проезда) занял удивительную позицию, логика которой следующая — если возле терминалов нет очередей — значит, всего хватает. Но ведь очередей нет именно потому, что система в целом непопулярна, а непопулярна она от того, в частности, что неудобно пополнять баланс карты. Замкнутый круг!

Четвёртое — отсутствие для пользователя дополнительных преимуществ. К таковым мы относим «право на бесплатную или скидочную пересадку». Подобный подход реализован не только во многих городах Европы, но встречается и у нас в стране. Суть идеи в том, что пассажир, совершив оплату один раз, имеет бесплатную (или дисконтную) возможность пересесть на другой транспорт в течение ограниченного времени. Программный комплекс легко отличает пересадку от новой поездки, сравнив время валидации карточки с предыдущим.

Недавно в одной из передач «Мой адрес — Ростов-на-Дону» заместителем Главы администрации по транспорту и дорогам Евгением Лебедевым анонсировалась возможность бесплатной пересадки в рамках трамвайной сети. Однако, эту практику надо распространить на весь городской транспорт.

Пятое — технологическое несовершенство самой системы. Пассажиры, пользующиеся безналичной оплатой, знают, что реакция валидатора на прикосновение карточки, требует нескольких секунд. Печать билета также отнимает какое-то время. В результате, оплата проезда занимает не меньше времени, чем в случае с наличными деньгами.

Подводя итоги, можно заключить, что существующая система безналичной оплаты не справляется со своими целями и должна быть либо глубоко модернизирована, либо заменена на другую. Мы предлагаем Департаменту транспорта и другим транспортным властям реализовать комплекс мер, направленный на внедрение в Ростове адекватной и работоспособной системы безналичной оплаты проезда:

  1. Распространить действие системы на весь существующий в городе транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси). Сюда же должны быть включены пригородные автобусы, работающие по т.н. «мегаполисным тарифам» (обслуживающие направления ТЦ Мега, Аксай, Батайск) и, по возможности, городская электричка (если таковая будет всё-таки запущена).
  2. Разработать и активно внедрить разнообразные тарифные продукты для пользователей безналичной системы оплаты. Скидки на проезд должны быть привлекательными, а не декларативными.
  3. Интегрировать систему в разнообразные платёжные сервисы, такие, как онлайн-оплата из виртуальных кошельков и через интернет-банкинг, оплата в сторонних терминалах, банкоматах, кассах супермаркетов и т.п. Это позволит избежать трат на установку, обслуживание и охрану дорогостоящих терминалов, единственная функция которых — продажа и пополнение карты. И самое главное, эта мера резко повысит удобство использования системы для пассажиров.
  4. Реализовать правило «бесплатной или скидочной пересадки» в течение 60 — 90 минут после первой валидации карты оплаты.
  5. Исключить технологии, подразумевающие печать бумажного билета. Использовать современные валидаторы, способные отобразить всю нужную информацию на дисплее и/или сообщить её голосом. Предусмотреть возможность оплаты с использованием технологии NFC (при помощи смартфона) и другими высокотехнологичными способами.
  6. В транспорте большой вместимости расположить валидаторы возле каждой двери и одновременно с этим отменить правило входа исключительно на первую дверь. Реализовать контроль оплаты проезда при помощи разъездных контролёров-ревизоров (технически, такой контроль осуществим при помощи переносных мини-валидаторов, показывающих контролёру время, когда была использована карта). Также необходимо резко увеличить штраф за неоплаченный проезд.
  7. В случае введения в оборот нового типа карт, организовать бесплатный и беспроблемный обмен имеющихся у пассажиров карт нынешней системы оплаты.

Только в таком варианте система безналичной оплаты будет широко популярна у всех пассажиров. Это, в свою очередь, означает полностью прозрачные финансовые потоки и улучшение транспортного обслуживания в городе.

© Акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 3 «ТРАНССЕРВИС».
г. Ростов-на-Дону, улица Вавилова, 58
Телефон: +7 (863) 277-43-32 E-mail: atp3@aaanet.ru
Разработка: Ян Валерьевич Ижогин