+7 (863) 277-43-32
Удобное местонахождение!
Грузмойка | Новости | Раскрытие информации
Этот и другие материалы вы можете прочесть и обсудить на портале Ростов-транспорт.
История внедрения системы безналичной оплаты проезда в Ростове насчитывает несколько лет. Сразу заметим, это — довольно грустная история. Запуск системы многократно анонсировался, но затем сдвигался по времени. Первые упоминания в летописях о безналичной оплате в городе датируются аж 2006 годом. Старт торжественно намечали и на каждый последующий год (иногда это случалось несколько раз в году), но худо-бедно система заработала только в 2011-м. Очень хотелось бы сказать, что это был затяжной, но нужный период «проб и ошибок». Однако, ошибок в этой формуле почему-то вышло гораздо больше. Существующая система безналичной оплаты непопулярна и малоэффективна, а самым значимым достижением в ней можно признать разве что дизайн пластиковых карточек (это безусловно удалось) и перевод на неё муниципальных льготников (не все из них, кстати, оказались этим довольны).
Причины низкой эффективности системы достаточно очевидны.
Первое — безналичная оплата есть только в транспорте большой вместимости. Маршрутные такси, на долю которых приходится значительная часть пассажирских перевозок, работают только за наличный расчёт. Таким образом, главная цель введения безналичной оплаты — прозрачные финансовые потоки — стала недостижимой.
Второе — отсутствие тарифного меню. Существующая скидка в 1 рубль (сейчас с карточек списывается 16 руб. в автобусах и 14 руб. в электротранспорте, тогда как наличными пассажиры платят 17 и 15 рублей соответственно) — смехотворна. Во всем цивилизованном мире, где есть безналичные системы оплаты, пользователям предлагаются куда более значительная выгода, достигающая 50% и даже более от разового тарифа за наличные. Только серьёзная выгода может стимулировать пассажиров пользоваться безналичной системой оплаты.
В скобках заметим, что одной разовой скидкой дело не ограничивается. Система в принципе должна позволять формировать совершенно разные тарифные продукты, например — «дневной билет», «недельный билет», «интегрированный тариф с электропоездами», «парковка + проезд в автобусе» и т.п.
Третье — отсутствие удобства для пользователя. Существующие терминалы пополнения карт расположены достаточно редко для мегаполиса. Если один из них выходит из строя (что случается не так уж редко) — пассажир вынужден искать другой аппарат за несколько остановок. На это обстоятельство к нам идёт непрекращающийся поток жалоб от горожан.
«Центр ИТС» (оператор системы безналичной оплаты проезда) занял удивительную позицию, логика которой следующая — если возле терминалов нет очередей — значит, всего хватает. Но ведь очередей нет именно потому, что система в целом непопулярна, а непопулярна она от того, в частности, что неудобно пополнять баланс карты. Замкнутый круг!
Четвёртое — отсутствие для пользователя дополнительных преимуществ. К таковым мы относим «право на бесплатную или скидочную пересадку». Подобный подход реализован не только во многих городах Европы, но встречается и у нас в стране. Суть идеи в том, что пассажир, совершив оплату один раз, имеет бесплатную (или дисконтную) возможность пересесть на другой транспорт в течение ограниченного времени. Программный комплекс легко отличает пересадку от новой поездки, сравнив время валидации карточки с предыдущим.
Недавно в одной из передач «Мой адрес — Ростов-на-Дону» заместителем Главы администрации по транспорту и дорогам Евгением Лебедевым анонсировалась возможность бесплатной пересадки в рамках трамвайной сети. Однако, эту практику надо распространить на весь городской транспорт.
Пятое — технологическое несовершенство самой системы. Пассажиры, пользующиеся безналичной оплатой, знают, что реакция валидатора на прикосновение карточки, требует нескольких секунд. Печать билета также отнимает какое-то время. В результате, оплата проезда занимает не меньше времени, чем в случае с наличными деньгами.
Подводя итоги, можно заключить, что существующая система безналичной оплаты не справляется со своими целями и должна быть либо глубоко модернизирована, либо заменена на другую. Мы предлагаем Департаменту транспорта и другим транспортным властям реализовать комплекс мер, направленный на внедрение в Ростове адекватной и работоспособной системы безналичной оплаты проезда:
Только в таком варианте система безналичной оплаты будет широко популярна у всех пассажиров. Это, в свою очередь, означает полностью прозрачные финансовые потоки и улучшение транспортного обслуживания в городе.
© Акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 3 «ТРАНССЕРВИС».
г. Ростов-на-Дону, улица Вавилова, 58
Телефон: +7 (863) 277-43-32
E-mail: atp3@aaanet.ru
Разработка: Ян Валерьевич Ижогин