Безналичная оплата проезда поможет победить простои на остановках

21.02.2016

Безналичная оплата проезда поможет победить простои на остановках

Эта статья, опубликованная на портале Ростов-транспорт, продолжает тему развития системы безналичной оплаты проезда в нашем городе.

Простои транспорта на крупных остановках можно смело считать одной из самых серьёзных городских проблем. Она известна каждому ростовчанину: вместо того, чтобы быстро произвести высадку-посадку и двинуться дальше, автобусы и троллейбусы выстраиваются в одну большую очередь, чтобы насобирать побольше людей.

На таких остановках, как «проспект Ворошиловский» по ул. Б. Садовой в направлении пл. К. Маркса или «площадь Советов», простои транспорта достигают шести и более минут. Поскольку практически на каждом маршруте есть несколько подобных остановок, за одну поездку пассажир бессмысленно теряет до двадцати минут личного времени.

Причины простоев достаточно очевидны: с одной стороны — элементарная жадность водителей, с другой — завышенные планы по сбору денег у перевозчиков.

Сейчас, когда абсолютное большинство пассажиров не используют непопулярную систему безналичной оплаты и передают за проезд наличные деньги, вполне понятно, что часть выручки оседает в карманах водителей. Схема рассуждений примерно такая: «Больше постоял — больше пассажиров собрал — больше заработал». Ущербность этой логики очевидна всякому, изучавшему элементарную математику: ведь общее число пассажиров — величина постоянная. Соответственно, если все водители одновременно перестанут простаивать, сумма выручки каждого из них не уменьшится.*

По той же причине простои никак не помогут удовлетворить завышенные планово-денежные требования перевозчиков. Более того, транспорт большой вместимости неуклонно теряет привлекательность для пассажиров в первую очередь именно из-за простоев. Люди пересаживаются на маршрутки (эти выстаивают на остановках куда меньше), в такси, в личные автомобили, наконец. Итоговая формула выглядит так: больше простоев — меньше суммарная выручка.

При этом, каких-то действий против простоев от частных перевозчиков ждать не приходится. Вероятнее всего, они вовсе махнули рукой на подобную работу автобусов большой вместимости, ведь основной источник прибыли для них — маршрутки. (Что характерно, коммерческий перевозчик АТП-3 «Транссервис», у которого маршруток практически нет, задачу не допускать простоев больших автобусов успешно решил**).

А транспортные власти, вероятно, не осознают всю глубину проблемы. По крайней мере, за всю новейшую историю на административном уровне не предпринято ни одной попытки эту проблему решить. К активным действиям можно отнести разве что давний перенос маршрута автобусов №3 и №3А в направлении главного ЖД-вокзала с ул. Советской на ул. 1-ю Майскую. Простои на остановках «ул. 14-я линия» и «ул. 4-я линия» для этих маршрутов стали невозможны физически. Но это — исключение. В целом — со стороны администрации эффективной борьбы (или хотя бы попыток таковой) с простоями не наблюдается. Если попытки были (и мы их просто не заметили), то они потерпели полное фиаско: простои по-прежнему существуют.

А между тем, есть один способ, гарантированно способный убрать простои, сделать их ненужными ни водителю, ни предприятиям. Это — полный переход на безналичную систему оплаты проезда.

Сразу оговоримся: не на ту систему, что используется сейчас. С порой неработающими терминалами и валидаторами, существующую только в большом транспорте и предлагающую аж целый рубль в качестве скидки. Нет, речь о полноценной системе безналичной оплаты. Ранее мы писали, какими характеристиками она должна обладать. Напомним основные идеи вкратце: подключение 100% всего подвижного состава всех видов, разнообразные возможности пополнения карт оплаты (в т.ч. через интернет), значительная скидка на проезд.

В случае создания такой системы и вовлечении в неё минимум 60-70 процентов пассажиров, простои общественного транспорта быстро останутся в прошлом. Потому что исчезнет основной фактор, провоцирующий это безобразие: сбор наличных денег.

Но «уговорить» пассажиров использовать транспортные карты можно лишь одним способом: дать им максимум удобств и преференций. Выгодно, быстро, просто, — именно так должна работать система безналичной оплаты. Список наших предложений в Администрации уже имеется. Слово за ними.

*Наш комментарий: Не всё так просто. Кроме общего числа пассажиров есть накладные расходы на оборот автобуса. И водителю выгоднее сделать меньшее число оборотов, чем возить воздух.
** Спасибо, стараемся!

© Акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 3 «ТРАНССЕРВИС».
г. Ростов-на-Дону, улица Вавилова, 58
Телефон: +7 (863) 277-43-32 E-mail: atp3@aaanet.ru
Разработка: Ян Валерьевич Ижогин