Главная причина огромного числа маршруток — высокая рентабельность при отсутствии контроля

27.12.2017

Главная причина огромного числа маршруток — высокая рентабельность при отсутствии контроля

Основным видом общественного транспорта в нашем городе, на который приходится большая часть пассажиропотока, являются т.н. маршрутные такси (МТ), в последние годы стыдливо именуемые «автобусами малой вместимости». Преобладание маршруток стало столь привычным для Ростова, что многие горожане считают причиной всех транспортных проблем их нехватку, а решением — увеличение их количества.

Это совершенно не так. Особенности эксплуатации автобусов малой вместимости в нашем городе делает их малокомфортабельным, небезопасным и, что важно, работающим без всякого контроля видом общественного транспорта. Существующие представления о том, что маршрутки по-определению быстрее автобусов большой вместимости (БВ), а эксплуатация последних убыточна, — заблуждение. Всё дело в организации процесса. Так, вполне успешно работают автобусы большой вместимости на маршруте №3 — с большим пассажиропотоком и отсутствием конкуренции со стороны маршруток. Другим примером является АТП-3, уже более двадцати лет успешно выпускающее БВ на свои маршруты.

Причина, по которой транспортные компании предпочитают выпускать на свои маршруты МТ, — высокая рентабельность данного вида транспорта. По сути, маршрутки — это быстрые деньги. Выбор транспортников обуславливают невысокие капиталовложения, возможность эксплуатации с нарушениями (как известно, перевозка пассажиров стоя в автобусах малой вместимости в режиме маршрутного такси не предусмотрена) и отсутствие контроля за денежным оборотом. Поэтому многие транспортные компании города работают по схеме: приобрести маршрутки, отбить вложения за пару лет, а еще через три года их списать или продать следующим «счастливым» владельцам. Использование автобусов большой вместимости, требующих значительных капиталовложений, обслуживания, и при этом — менее рентабельных, не столь привлекательно. Это перевешивает их плюсы как для эксплуатационников (возможность использования в течении долгого времени), так и для пассажиров (комфортабельность и безопасность).

К сожалению, изменить ситуацию радикальными мерами (запрет этого вида транспорта, как предлагают некоторые горячие головы) нельзя. Попытки контроля за наполняемостью маршруток и приведению её к положенной по условиям эксплуатации показали, что в результате люди просто остаются на остановках. В результате маршрутки продолжают оставаться основным видом ростовского общественного транспорта.

А вот БВ, ездящие по одному маршруту с МТ, конкуренции не выдерживают. Для обеспечения наполняемости в этом случае автобусы большой вместимости вынуждены снижать скорость движения и увеличивать время простоев на остановках (на профессиональном сленге это называется «оттягиваться»). Почему это происходит? Количество пассажиров на маршруте — величина достаточно постоянная. Соответственно, постоянна и общая выручка за единицу времени. Так же постоянны расходы транспортного средства (ТС) на километр пути. В результате, увеличение числа оборотов отрицательно сказывается на наполняемости и на выручке ТС. При низкой наполняемости водителю становится выгоднее уменьшить количество оборотов на маршруте, чем ездить «порожняком». Автобусы вместительнее маршруток и, если последние отбирают пассажиров, что наблюдается практически повсеместно, БВ вынуждены снижать скорость движения по маршруту и дольше простаивать на остановках.

Горожане, понимающие данную проблему, не раз выступали с предложениями по удалению маршруток с улиц города. Так, инициатива, размещённая на сайте «Активный Ростовчанин» быстро набрала требуемое количество голосов, но была отклонена. К сожалению, мы стали заложниками существующей системы, и радикальные меры приведут к транспортному коллапсу.

Но есть и другой путь. Засилье маршруток во многом обусловлено бесконтрольностью финансовых потоков, связанных с оплатой проезда в этом виде транспорта. Инструмент для исправления ситуации у нас есть: система безналичной оплаты проезда. Как заявляет её оператор, «Агентство развития платёжных систем» (АРПС), никаких помех для установки терминалов для оплаты в МТ нет. Но внедрения «безнала» в маршрутках не наблюдается.

К сожалению, введённая в конце этого года дифференцированная оплаты проезда — «наличкой» 24, а «безналом» 20 рублей так же бессмыслена для большинства горожан, поскольку во многие районы автобусы большой вместимости, где действует безналичная оплата, просто не ходят.

Таким образом в этом вопросе, да и в целом, транспортная политика в Ростове характеризуется высоким уровнем обещаний и низкой скоростью изменений. А ведь транспортная система определяет жизнь города. Состояние общественного транспорта в частности и всей транспортной системы в целом существенно влияют как на конкурентоспособность бизнеса, производительность труда, так и на благосостояние и качество жизни горожан. Сейчас работа транспортного комплекса не удовлетворяет потребности горожан, а происходящее отпугивает инвесторов, могущих реализовать серьёзные транспортные проекты (например, обслуживание маршрутов в Платов).

Источник.

© Акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 3 «ТРАНССЕРВИС».
г. Ростов-на-Дону, улица Вавилова, 58
Телефон: +7 (863) 277-43-32 E-mail: atp3@aaanet.ru
Разработка: Ян Валерьевич Ижогин