Безналичный проезд

14.10.2011

Безналичный проезд

4 октября 2011 года решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Муниципальное учреждение «Департамент транспорта» г. Ростова-на-Дону признано нарушившим ФЗ «О защите конкуренции». МУП «Департамент транспорта» направлено предписание об отмене Распоряжения № 81, понуждающего АТП города присоединяться к системе оплаты безналичного проезда, и уведомлении пассажирских транспортных предприятий о том, что заключение договоров присоединения к системе не являются обязательным.

В ситуации, сложившейся на данный момент с системой безналичного проезда в городе, мы решили разобраться вместе с Вячеславом Тазеевичем Караевым, руководителем нашего АТП.

— Вячеслав Тазеевич, расскажите, пожалуйста, о преимуществах системы безналичной оплаты проезда.

— За последние годы в Ростове сложилась далеко не удовлетворительная практика перевозок пассажиров. Причины возникновения данной ситуации включают в себя и состояние дорог в городе, и нехватку подвижного состава и квалифицированных водителей, и недоработки транспортников, и отсутствие планирования движения и учёта работы транспорта.

Для решения задач планирования и учёта в 2010 году Администрация г. Ростова-на-Дону начала внедрение системы безналичной оплаты проезда.

Теоретически, данная система — большой шаг в развитии общественного транспорта города. Её грамотное внедрение позволяет нам уйти от «серого нала», вести четкий учет пассажиропотока, придерживаться установленных норм налогообложения и многое другое. Можно сказать, что данная система – это элемент современной цивилизации.

Наше предприятие стало одним из пионеров в внедрении системы. Именно мы предоставили свой подвижной состав для тестирования системы и стали первым предприятием Ростова, на автобусах которого она работала. Ещё в июле 2010 года на автобусах ОАО «АТП-3 «Транссервис» было установлено 45 единиц бортового оборудования системы безналичного проезда.

— Несмотря на перечисленные Вами плюсы, большинство ростовчан не пользуется безналичным проездом, а руководители транспортных предприятий относятся к ней отрицательно. Почему так?

— К сожалению, теоретические плюсы от внедрения системы компенсируются практическими минусами её реализации. Прежде всего — это темпы внедрения системы. Ввести в эксплуатацию безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте Ростова планировалась ещё в 2010 году. Затем сроки перенесли на март 2011, затем опять передвинули. Сейчас в Ростове установлено 55 терминалов оплаты, из которых подключены 40*. При этом работают далеко не все из них. И это — на миллионный город!

Есть существенные вопросы и к технической реализации системы. Зачастую, при приобретении карты, автомат не срабатывает и, приняв деньги, вместо карты выдаёт чек о технической ошибке. Получив такой чек, человек вынужден ехать в офис «Ростов-Транспорт», писать заявление на возврат денег. Это дискредитирует идею безналичного проезда в глазах населения.

Есть вопросы к системе и у транспортников. В первую очередь это своевременность взаиморасчётов. Специфика работы транспортной компании требует наличия оборотных средств — заправлять автобусы нужно каждый день. А предполагаемая схема перевода средств транспортникам нас не удовлетворяет. Так же весьма высок процент за обслуживание системы. И есть вопросы технического плана, например, часты выходы из строя терминалов в автобусах. К сожалению, многие из них не срабатывают с первого раза** и, вместо экономии времени при посадке, вызывают головную боль у водителей и пассажиров.

Один из наиболее красноречивых фактов, говорящих об уровне внедрения системы — то, что за свои деньги со времени её запуска ростовчане приобрели всего около двух тысяч карт. Несмотря на массированный пиар системы в СМИ и проводимые рекламные акции.

— А как обстоят дела с «безналом» в других городах?

Безналичная оплата за проезд начала активно внедрятся в России с 2004 года. Однако и сегодня в большинстве городов России всего 20-30% процентов поездок оплачивается карточкой***. Исключением является лишь Казань, где три четверти пассажиров пользуются безналичкой****. Причины невысокого проникновения безналичной оплаты те же, что и нас — малое количество пунктов пополнения карт, высокая продажная цена, убыточность этой затеи для транспортников. Так, в Липецке, к примеру, после внедрения безналичной оплаты, доходы АТП снизились на 20%, что при низкой рентабельности городского транспорта привело к коллапсу транспортной системы города.

— И последний вопрос — как влияет данная система на стоимость проезда? И что насчёт муссируемой в СМИ мысли о уменьшении стоимости проезда по безналичной оплате?

— Можно сказать только одно — дешевле не будет. Завышенную стоимость поддержки данной системы выплатят, в конце концов, пассажиры. Что касается меньшей оплаты проезда с применение безналички, то здесь также есть вопросы со стороны закона. Ведь речь идёт о установлении различных тарифов на одну и ту же услугу. Скажем, в той же Казани УФАС посчитало незаконным решение властей установить стоимость проезда по электронной карте ниже, чем за наличные*****. Так что разговоры о дифференцированном проезде — рекламная «замануха».

*По утверждению Геннадия Клейменова, директора городского Департамента транспорта. По информации сайта «Ростов-Транспорт» на 14 октября — 36. ** kp.ru ***В 2010 году Самара — 32% пассажиров, Новосибирск – 31%, Екатеринбург – 29%, Челябинск – 21%. **** На сегодня в Казани действует свыше 500 работающих автоматов для пополнения карт. ***** kommersant.ru

© Акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 3 «ТРАНССЕРВИС».
г. Ростов-на-Дону, улица Вавилова, 58
Телефон: +7 (863) 277-43-32 E-mail: atp3@aaanet.ru
Разработка: Ян Валерьевич Ижогин